Стеллецкий В.
Родословная

СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович (1875 - 1947).

Родился 1 января 1875 г. в г. Брест-Литовский Гродненской губернии в семье военного инженера. Учился на архитектурном и скульптурном отделениях Академии художеств в Петербурге. В 1914 г. уезжает в Париж, а затем в Италию. Художник, скульптор, иконописец. Большой знаток и ценитель русской старины. Один из учредителей (1927) и член общества "Икона" в Париже. Расписывал храм св. Сергия Радонежского на Свято-Сергиевом подворье в Париже (образцом здесь служили росписи Ферапонтова монастыря близ Белого озера). Скончался 12 февраля (по другим сведениям, 12 ноября) 1947 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Примеры икон Д. С. Стеллецкого:
  • Святая княгиня Феврония и святая мученица Феврония (Икона из церкви св. Александра Невского в Биаррице. Примерно нач. 1930-х. В нижнем углу подписана "Стеллецкiй". Пояснительная надпись: "св. икона сия сооружена в молитвенную память о Февронии Павловне Нарышкиной. Род. 1852 году, умер. 1930 году").
  • Преподобный Нестор Летописец.


  • Составлено по источникам:
  • Носик Б. М. На погосте XX века. - СПб.: Золотой век; Диамант, 2001. - С. 452-454.
  • Грезин И. И. Алфавитный список русских захоронений на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. - Париж, 1995.
  • Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество "Икона" в Париже: В 2 томах. - М.; Париж: Прогресс-Традиция, 2002: Т. 1. - С. 11, 15, 112.
  • См. http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_048.htm



    СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович (1875-1947) - российский художник. Жил и работал в Петербурге, с 1914 - во Франции. Большинство его наиболее значительных работ создано в русле русского стиля как особой тенденции искусства модерна. В живописи и графике самобытно развивал мотивы древнерусской иконописи и фрески. Выступил также как новатор скульптуры, активно используя полихромию.
    См. http://www.rea.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT00044A46



     

    СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович

    Д. С. Стеллецкий родился в семье военного инженера. В 1896 г. он поступил в Петербургскую АХ, где учился сначала на архитектурном, а затем на скульптурном отделении у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. В 1903 г., окончив АХ, получил звание художника-скульптора.

    В 1906-13 гг. выполнил ряд скульптурных портретов современников, деятелей искусства, - О. О. Преображенской, Б. В. Анрепа, А. Я. Головина, В. А. Серова и др. Как и многих художников того времени, Стеллецкого привлекало прикладное искусство, он создавал камины, декоративные панно. Самобытность художника наиболее ярко выразилась в его работах, связанных с древнерусской темой. Еще в студенческие годы он выполнил иллюстрации к "Слову о полку Иго-реве", которые впоследствии, по совету В. А. Серова, приобрела Третьяковская галерея. Эти иллюстрации напоминают миниатюры старинных рукописных книг, в них ясно прослеживается глубокий интерес художника к византийским корням древнерусского искусства. Сюжеты из истории допетровской Руси находят оригинальное пластическое решение в скульптурных работах Стеллецкого конца 1900-х гг.: "Иоанн Грозный на охоте", "Марфа-посадница", "Знатная боярыня". Выполненные из раскрашенного дерева или гипса, они отличаются подчеркнутой декоративностью. Ретроспективными мотивами проникнуты и живописные панно художника: "Соколиная охота", "Сражение", "Tempi Passati" и др. Тонкие стилизации Стеллецкого ценили художники объединения "Мир искусства", в выставках которого он принимал участие.

    Стеллецкий много путешествовал по старинным русским городам, изучая древние памятники. Прекрасный знаток старины, художник исполнил эскизы костюмов и декораций к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" для Александрийского театра и к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" для Мариинского театра в Петербурге (оба 1910, не осуществлены)

    С 1914 г. Д. С. Стеллецкий поселился во Франции. В годы эмиграции он пропагандировал русскую культуру, был непременным участником выставок русского искусства за рубежом, внес свой вклад в создание в 1935 г. Русского культурно-исторического музея в Праге. Крупной работой художника, в полной мере соответствовавшей его дарованию, стали росписи православной Сергиевской церкви в Париже (1930-е).
    См. http://antiques.nm.ru/diksh/art/s-0019.htm



     

    Дмитрий Семенович Стеллецкий

    К 125-летию со дня рождения

    В тот же день и тот же год, что и В.И.Поль {SW 01.01.1875}, появился на свет еще один человек, чье имя так же прочно вошло в историю русской культуры, в историю русской эмиграции. Дмитрий Стеллецкий родился в Брест-Литовске, в семье военного инженера. Окончил Академию художеств в Петербурге, получив звание художника-скульптора. Свою творческую деятельность художник начал с раскрашенной скульптуры из дерева и гипса. Одной из первых его вещей был тиражированный для широкой продажи бюст Козьмы Пруткова, затем последовали статуэтки "Марфа-посадница", "Знатная боярыня" и др. В 1906-1912 гг. он выполнил скульптурные портреты известных художников и артистов (О.Преображенской, А.Головина, В.Серова и др.), принимал участие в выставках "Мира искусства".

    В годы перед Первой Мировой войной главное в его творчестве — обращение к Древней Руси, возрождение древнерусского искусства. На выставке "Мира искусства" в Петербурге в 1910 г. художник показал иллюстрации к "Слову о полку Игореве", работу над которыми начал еще в студенческие годы (их, по совету В.Серова, приобрела Третьяковская галерея). В сотрудничестве с В.А.Комаровским он выполнил роспись храма-памятника на Бородинском поле. Обращался он и к театральному искусству. Александр Бенуа писал о его эскизах декораций к "Царю Федору Иоанновичу": "...точно с закоптелых древних стен сошли суровые образы святителей или колдунов, и эти бредовые фигуры зачали какой-то страшный литургический хоровод, в котором неминуемо (если бы все удалось на сцене) должны были бы потонуть и самая фабула и все душевные переживания действующих лиц. Остались бы только чудесные, несколько монотонные, но чарующие, ворожащие узоры и плетения Стеллецкого" ("Аполлон", 1911, N4).

    В 1914 г. Дмитрий Семенович приехал во Францию, которая стала его второй родиной. Он расписывает походный храм для русских, сражающихся на французской территории, декорирует частные виллы на юге Франции, постоянным участвует в ежегодных парижских салонах, показывает свои работы на выставках русского искусства в Венеции, Брюсселе, Белграде, Праге и др.

    В середине 20-х годов Стеллецкий вновь обратился к театру. 24 января 1925 г. театр "Гамаюн" показал лирическую сказку-балет "Иван-Царевич" на музыку А.Эйхенвальда с декорациями Стеллецкого. 1 октября 1926 г. театр Никиты Балиева "Летучая мышь" начал новый сезон премьерой театрального номера "Обряд русской свадьбы" по мотивам оперы "Руслан и Людмила" в оформлении Стеллецкого. В своем творчестве художник и во Франции продолжал оставаться последовательным пропагандистом древнерусских традиций в искусстве, проявляя при этом редкую независимость характера, "неуступчивую художественную честность" (слова А.Бенуа). Вера Бунина вспоминала рассказ Стеллецкого о том, как Дягилев предлагал ему писать декорации и костюмы для балета из жизни Христа. Художник отказался, сказав: "Во-первых, я дворянин, во-вторых, я русский дворянин, а в-третьих, я православный русский дворянин. Вы на смертном одре вспомните мои слова" (Устами Буниных. Т.2. Франкфурт-на-Майне, 1981).

    1925 год стал, пожалуй, самым знаменательным в жизни художника: с его участием было организовано общество "Икона", и он получил заказ на роспись иконостаса и храма Сергиевского подворья. Общество "Икона" ставило своей целью изучение и охрану древней иконы, проведение выставок иконописцев, объединение ценителей русской старины. На первом общем собрании Стеллецкий был избран в совет общества, он участвовал во всех выставках иконописцев, многие годы оставался одним из самых деятельных участников общества.

    Роспись церкви Сергиевского подворья — самое значительное и самое известное творение Стеллецкого. "Дмитрий Семенович был до мозга костей русским православным человеком и все свои дарования он прежде всего готов был принести в дар Православной Церкви... он воздвиг себе незабываемый большой памятник одной из самых крупных работ своей жизни — росписью храма Сергиевского подворья", — писал один из основателей подворья Михаил Осоргин. ("Церковный вестник Западно-Европейской епархии", 1947, N6). Работу по росписи художник выполнил в предельно короткие сроки. Работал он без колебаний, заранее представляя себе во всех деталях всю общую композицию росписи. Лики святых на иконах, которые сам Стеллецкий не дописывал, выписывала его сотрудница по росписи храма кн. Е.С.Львова.

    Дмитрий Семенович скончался 12 февраля 1947 г. в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа, там же похоронен на русском кладбище. Последние два года жизни, проведенные художником в этом доме, были для него особенно тяжелы: быстро надвигалась слепота. "В глаза же приближавшейся смерти, — говорил о нем о. Александр Семенов-Тянь-Шаньский, — он смотрел прямо. И он был прав в этом последнем бесстрашии; горькое, но в то же время исключительно светлое чувство, которое неудержимо разгоралось в сердце во время его погребения, верится, является непреложным свидетельством того, что Господь примет в Свою небесную храмину Своего раба, который в своей жизни с такой ревностью старался сделать земные обители и храмы подобными обителям небесным" ("Вестник церковной жизни", Булонь, 1947, N8).

    Прибавим, что 11 ноября 1961 года в Сен-Рафаэле состоялось торжественное освящение вновь построенного храма во имя св. Архангела Рафаила при Русском старческом доме. Освящение совершили епископы Мефодий и Антоний в сослужении русского православного духовенства. Храм был сооружен по проекту архитектора Н.И.Цветкова (добровольно и бесплатно), внутреннее украшение храма выполнила Марианна Бер, царские врата — Тамара Ельчанинова, двадцать икон написано Дмитрием Стеллецким.

    ЛЕВ МНУХИН

    Москва

    ©   "Русская мысль", Париж,
    N 4299, 06 января 2000 г.

    См. http://www.rusmysl.ru/2000I/4299/429937-2000Jan06.html