Родословная Стеллецкие - Легенда об Елиозе и хитоне Христа
Стеллецкий В.
Родословная
"Екатерина Васильевна* рассказала, что род Елеозовых происходит от христиан-евреев, бежавших из Палестины во время гонений на христиан, которым их подвергали римские императоры."

Вл.Ив.Стеллецкий "Семейная хроника"

* Екатерина Васильевна Ячевская (Стеллецкая) [1859?] - младшая дочь В.Г.Стеллецкого внучка Натальи Ивановны Леус (Елиозовой), жены И.Я.Леуса

Легенда об Елиозе и хитоне Христа
(Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1913, № 30, С.1203-1206. (Приходское чтение №41)
см. начиная с https://ya.ru/archive/catalog/30abde5e-5f05-4138-ac77-7fe33c35570c/51)

По словамъ Аваѳара, прадѣдъ его Еліозъ, изъ рода первосвященника Илія, спустя слишкомъ 30 лѣтъ послѣ поклоненія персидскихъ царей, рожденному пресв. Дѣвою Маріею Іисусу-Спасителю міра, получилъ изъ Іерусалима отъ первосвященника Анны такое извѣстіе. «Тотъ, къ Которому приходили персидскіе послы на поклоненіе съ своими дарами, пришелъ въ совершенный возрастъ и проповѣдуетъ, что Онъ есть Мессія и Сынъ Божій. Идите въ Іерусалимъ, чтобы видѣть смерть Его, которую Онъ долженъ понести по закону Моисееву». Когда Eліозъ собрался въ дальнюю дорогу вмѣстѣ съ другими мцхетскими евреями, избранные изъ которыхъ ежегодно были посылаемы въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи, мать его - благочестивая старица сказала: сынъ, иди по призыву царскому, но умоляю тебя: не участвуй въ совѣтѣ нечестивыхъ противъ Того, Котораго рѣшили убить, потому что Онъ есть слово пророковъ, притча премудрыхъ, свѣтъ язычниковъ и жизнь вѣчная». Пришедши въ Іерусалимъ, Еліозъ присутствовалъ при распятіи Іисуса Христа и тутъ же пріобрѣлъ отъ одного изъ римскихъ воиновъ доставшійся ему по жребію нешвенный хитонъ Его. Когда же вскорѣ возвратился на свою родину, Еліозъ разсказалъ о случившемся въ Іерусалимѣ и показалъ сестрѣ своей Сидоніи, пріобрѣтенный имъ хитонъ Господень. Въ великой радости своей Сидонія, вырвала изъ его рукъ эту одежду Богочеловѣка, стала лобызать ее и затѣмъ, прижавъ къ груди своей, тотчасъ упала мертвою. И никакая сила человѣческая не въ состояніи была изъ рукъ умершей взять хитона Господня (котораго никто кромѣ ея - Сидоніи и не былъ достоинъ вслѣдствіе общаго невѣрія), такъ что Еліозъ вынужденъ былъ похоронить сестру свою вмѣстѣ съ этою святынею.
По другому же сказанію, дѣвица Сидонія, узнавши отъ брата о распятіи Іисуса Христа, только послѣ многихъ просьбъ получила отъ него хитонъ Спасителя въ подарокъ. Разсказы брата внушили ей вѣру въ распятаго Іисуса-Богочеловѣка, и она тщательно и съ благоговѣніемъ сберегала священный останокъ Его и завѣщала непремѣнно, по смерти своей, положить ее въ гробъ въ этомъ хитонѣ вмѣсто обычнаго савана. Вскорѣ, по кончинѣ Сидоніи, завѣщаніе ея было исполнено Еліозомъ, который свою сестру похоронилъ тайно въ царскомъ саду Адерскія (изъ Арсакидовъ) и тѣмъ на долгое время укрылъ мѣстопребываніе хитона отъ изысканій человѣческихъ.

Однако со временемъ тайна эта явлена была чудесно: надъ могилой Сидоніи выросъ величественный кедръ, отъ котораго по милости Божіей стала проявляться нѣкая сила цѣлебная, почему здѣсь и собирался народъ въ изобиліи. На это-то таинственное мѣсто, скрывавшее священный хитонъ, и указалъ св. Нинѣ Авіаѳаръ, и съ тѣхъ поръ она приходила сюда по ночамъ для усердныхъ молитвъ подъ кедромъ. Когда же въ душѣ Нины начали возникать сомнѣнія относительно того, что именно здѣсь, а не въ другомъ мѣстѣ скрыто великое священное сокровище, послѣдовавшія чудныя видѣнія ей вскорѣ разсѣяли тѣ сомнѣнія. Затѣмъ преданіе разсказываетъ, что когда грузинскій царь Миріанъ, ясно ощутившій на женѣ своей и себѣ чудодѣйственную силу исповѣдуемой св. Ниною вѣры Христовой, пожелалъ по принятіи христіанства соорудить храмъ Господу, Нина указала ему избрать для этого то самое мѣсто въ царскомъ саду, гдѣ красовался кедръ, прославленный многими чудесными знаменіями. Во время нашествія на Грузію варварскихъ племенъ Тамерлана (въ концѣ XV в.) нѣкоторый благочестивый мужъ, изъ опасенія поруганія этой драгоцѣнной святыни храма отъ невѣрныхъ, открылъ гробъ Сидоніи и взялъ изъ него пречестный хитонъ Господень. О дальнѣйшей судьбѣ этого хитона извѣстно лишь то, что по скоромъ послѣ того возстановленіи Мцхетскаго храма эта святыня сначала хранилась въ ризницѣ архіерейской, а затѣмъ помѣщена въ храмѣ и, въ видахъ наилучшаго соблюденія, скрыта въ церковномъ крестѣ.

Въ первой четверти XVII вѣка эта великая святыня сдѣлалась достояніемъ православно-русской церкви при слѣдующихъ обстоятельствахъ. Въ 1624 году, 27 іюля русскіе послы въ Персіи, В. Коробьинъ и E. Кувшиновъ, дали знать въ Москву письмомъ къ царю Михаилу Ѳеодоровичу о томъ, что персидскій шахъ Абуль-Аббасъ, тогда съ великимъ усердіемъ искавшій дружественныхъ отношеній Россіи, намѣренъ прислать къ нему въ видѣ драгоцѣннаго дара хитонъ Христовъ. По увѣренію шаха, эту святыню, задѣланную въ крестъ, онъ нашелъ, по завоеваніи Грузіи, въ митрополичьей ризницѣ, при чемъ шахъ увѣдомлялъ, что уже многіе изъ христіанскихъ государей, желая пріобрѣсти себѣ эту знаменитую «срачицу», присылали къ нему пословъ съ просьбой о ней. Въ видахъ предварительнаго ознакомленія съ исторіей срачицы или хитона Спасителя послано было изъ Москвы предписаніе тѣмъ русскимъ посламъ, чтобы они со всею тщательностію собрали подробныя свѣдѣнія о подлинности ея и чествованіи въ Грузіи и, если возможно, постарались бы эту святыню увидѣть сами, какова она-тафтяная ли или полотняная, какъ велика мѣрою и въ какихъ мѣстахъ видна кровь. Между тѣмъ приказано было думному дьяку И. Грамотину разспросить о ризѣ Христовой у келаря Спаса-Новаго монастыря Іоанникія гречанина, который проживалъ въ Москвѣ съ іерусалимскимъ патріархомъ Ѳеофаномъ. И вотъ Іоанникій, въ Грузіи бывшій 16 лѣтъ тому назадъ при царѣ Теймуразѣ, вкратцѣ передалъ уже изложенное сказаніе о хитонѣ Господнемъ, скрытомъ подъ завѣтнымъ кедромъ. Со временемъ въ отвѣтъ на предписаніе царя Коробьинъ и Кувшиновъ въ письмѣ отъ 16 ноября 1625 года доносили между ирочимъ о срачицѣ Спасителя, что она была всенародно чествуема въ Грузіи съ древнѣйшихъ временъ и что отъ нея были замѣчательныя исцѣленія, а подлинно ли она риза Господня и какова она, объ о этомъ никто не могъ имъ ничего сказать. Извѣщали также, что посолъ шаха Русамбекъ сказалъ имъ, что самъ онъ ее не видѣлъ и что она послана шахомъ до Москвы съ купчиною Мамеселѣемъ въ золотыхъ поволокахъ, а на Москвѣ онъ долженъ былъ взять ее съ сундучкомъ за печатью шаха и доставить самому патріарху.

Вотъ 25 февраля того же 1625 года прибыли въ Москву персидскіе послы отъ шаха Аббаса Русамбекъ и Муратбекъ и 11 марта представлены были государямъ царю Михаилу Ѳеодоровичу и отцу его патріарху Филарету Никитичу. Послѣ поклона имъ отъ великаго шаха, посолъ Русамбекъ, рододомъ грузинецъ, поднесъ патріарху, между прочими богатыми дарами, золотой ковчегъ за печатью шаха, украшенный драгоцѣнными камнями, и при этомъ сказалъ: «государь мой Аббасъ прислалъ къ тебѣ, великому государю, золотой ковчегъ, а въ немъ великаго и славнаго Христа срачица». Патріархъ съ радостію принялъ отъ шахова посла подарокъ и въ тотъ же день созвалъ на своемъ святительскомъ дворѣ соборъ изъ бывшихъ тогда въ Москвѣ мудрыхъ и благочестивыхъ старцевъ изъ Іерусалима и Греціи-Нектарія и Іоанникія, также Сарскаго и Подонскаго митрополита Кипріана вмѣстѣ съ архимандритами, игуменами и протопопами. Послѣ продолжительнаго разсужденія о срачицѣ Христовой освященный соборъ съ благоговѣніемъ осматривалъ ее, и при этомъ оказалось въ золотомъ ковчегѣ: «часть нѣкая ризы Господни, а въ длину и поперегъ пяди, полотняна, какъ бы красновата, походила на мели или будетъ отъ давныхъ лѣтъ лице измѣнила, а ткана во льну». При этомъ патріарха смутило то обстоятельство, что въ ковчегѣ «подъ ризою писаны страсти Спасовы латинскимъ письмомъ, а латиняне-еретики» (Дворцов. Разряд II т. 782 стр.). Но какъ ни отрадно было пріобрѣтеніе столь рѣдкой и великой святыни для русской православной Церкви, отсутствіе надлежащихъ историческихъ свидѣтельствъ, на основаніи которыхъ можно было бы положительно признать эту срачицу за подлинный хитонъ Господень, и продолжительное пребываніе ея въ рукахъ невѣрныхъ побудили патріарха Филарета дѣйствовать съ осторожностью въ этомъ замѣчательномъ случаѣ. И вотъ независимо отъ различныхъ показаній, царь и патріархъ рѣшили искать доказательствъ свыше для окончательнаго убѣжденія въ подлинности хитона Спасителя.

18 марта, чрезъ недѣлю по представленію персидскихъ пословъ царю, патріархъ Филаретъ держалъ ему такую рѣчь. «Святыня, что называютъ Христовою срачицею, прислана отъ иновѣрнаго царя; истиннаго свидѣтельства о ней нѣтъ, а невѣрныхъ слово безъ испытанія во свидѣтельство не пріемлется. Надобно пѣть молебны, носить святыню ту къ болящимъ, возлагать на нихъ и молить Бога, чтобы Онъ Самъ открылъ о ней истину». Поэтому во всей Москвѣ установленъ былъ недѣльный постъ; во всѣхъ церквахъ и монастыряхъ совершались молебствія; ризу Господню въ особомъ серебряномъ ковчежцѣ за патріаршею печатію носпли къ больнымъ для возложенія на нихъ, чтобы Господъ Богъ о той святынѣ проявилъ волю Свою и теперь, подобно тому, какъ древле при благочестивой царицѣ Еленѣ благоволилъ явить ее о крестѣ Христовомъ. Не прошло еще и недѣли, какъ благодатію и милостію Божіею и Спаса нашего начали совершаться многія исцѣленія отъ срачицы Христовой. И какъ нѣкогда женщина, страдавшая 12 лѣтъ въ болѣзни, чудесно исцѣлилась чрезъ одно прикосновеніе къ одеждѣ Іисуса Христа (Марк. 5, 6-29), такъ теперь больные выздоравливали отъ прикосновенія къ нимъ хитона Его. Такъ послѣдовавшія отъ ризы Господней многія исцѣленія (14 изъ нихъ за это время записаны въ Дворцов. Разряд. II т. 789-794 стр.) явились наилучшими доказательствами подлинности этой великой святыни. Послѣ того царь и патріархъ поручили Крутицкому митрополиту Кипріану вмѣстѣ съ двумя архимандритами и двумя игуменами произвести надлежащее разслѣдованіе дѣйствительности этихъ чудесныхъ исцѣленій и, по полученіи удостовѣренія въ томъ, приговорили 26 марта быть собору въ царскихъ палатахъ. На соборѣ было торжественно объявлено синклиту царскому и православному народу о многочисленныхъ чудесахъ (35 особыхъ чудесъ записано въ Дворцов. Разряд. II т. 796-822 стр.) отъ срачицы Христовой (кому именно, когда и отъ какой именно болѣзни) и опредѣлено о было поставить ковчегъ съ нею въ Успенскомъ соборѣ и учредить въ честь ея ежегодный общероссійскій праздникъ 27 марта; послѣдній со временемъ перенесенъ на 10 день іюля, какъ доселѣ, и показаніе объ этомъ днѣ празднества имѣется уже въ «Лѣтописи о многихъ мятежахъ въ Россіи» (1788 г. М., 2 ч. 333-335 стр.). И вотъ патріархъ устроилъ въ Успенскомъ соборѣ особое мѣсто на юго-западной сторонѣ въ правомъ углу, и здѣсь въ мѣдномъ шатрѣ (вышиною 9 арш. З четв. 1,5 вершк., шириною 4 арш. 2,5 в.), къ великой радости чадъ православной Церкви, былъ положенъ съ подобающимъ благоговѣніемъ хитонъ Господень въ ковчежцѣ. О таковомъ положеніи ризы Христовой возвѣщено въ январѣ 1626 года (православнымъ царскою и патріаршею граматами для принесенія Господу Богу благодаренія и для ежегоднаго празднества. Событіе это совершилось въ крестопоклонную недѣлю Св. Четыредесятницы; поэтому и честной ризѣ Христовой въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ воздается чествованіе вмѣстѣ съ Животворящимъ крестомъ.

Святыня эта, хранящаяся въ ковчегѣ вмѣстѣ съ другими ковчегами въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ, въ празднество ей торжественно выносится изъ мѣднаго шатра на аналой для чествованія во время всенощного бдѣнія, а послѣ божественной литургіи снова полагается въ кипарисовый гробъ въ шатрѣ. Призывая вѣрныхъ къ поклоненію божественной ризѣ Спасителя, Святая Церковь въ празднество ей 10 іюля (въ грузинской церкви - 1 октября) торжественно возглашаетъ что «эта риза есть хитонъ Господень» (3 стихира на литіи и кондакъ), что ею облекалась живоносная и святая плоть Господа Іисуса Христа (8 п. кан. 1) и что она драгоцѣнна по силѣ исцѣленій.